Психолог Марина Милявская утверждает, что ваша мотивация определяет, насколько сложными будут ваши препятствия.

 

 

Марина МилявскаяНовое исследование, опубликованное в Journal of Research in Personality, предполагает, что ваше внутреннее желание достичь цели влияет на то, как вы справляетесь с трудностями на пути к ней. Разговор с психологом Милявской помог выяснить, почему восприятие препятствий меняется в зависимости от характера нашей мотивации. Вот краткое содержание беседы.


Марина Милявская — доктор философии, профессор Карлтонского университета. Специалист в  прикладной социальной психологии.


Что вдохновило вас на изучение опыта преодоления препятствий во время достижения цели?

Стремясь к своим целям и пытаясь изменить поведение, большинство людей имеют благие намерения. Но зачастую эти намерения не воплощаются в действия.

Мне интересно понять, почему так происходит — что мешает нашим благим намерениям и как мы можем это преодолеть?

Некоторые препятствия более очевидны, чем другие. Не могли бы вы описать нам, что представляет собой «препятствие» в контексте вашего исследования?

В моём исследовании препятствиями были соблазны, которые могли помешать достижению ваших целей: вредная еда, если ваша цель — здоровое питание, мобильные телефоны и другие отвлекающие факторы, если ваша цель — учиться (или работать).

Не могли бы вы объяснить, как функционирует субъективное восприятие, когда дело доходит до преодоления препятствий?

Предыдущие исследования показали, что на наше восприятие влияет множество различных внутренних факторов, в том числе наши мотивы.

Например, в одном исследовании участники, испытывавшие жажду, воспринимали стакан воды как более крупный (по сравнению с участниками, которые не испытывали жажду).

Когда дело доходит до препятствий, люди могут воспринимать их как более или менее проблематичные в зависимости от силы их желания поддаться искушению (если вы знаете, что вам действительно нравится печенье, вы можете признать, что зайти в пекарню проблематично), но, как мы выяснили в нашем исследовании, также частично на основе их мотивации к достижению своей цели и уровня самоконтроля.

Какова была методология вашего исследования? Что, по вашему мнению, было самым важным открытием?

На самом деле мы провели семь различных исследований с использованием разных методологий.

В четырёх исследованиях использовались сценарии, в которых участники выбирали, где они хотели бы разместить препятствия по отношению к себе (например, вы выбираете стул, который находится ближе всего к пицце в зале заседаний, или тот, что дальше от неё?).

У нас также было два исследования, в которых мы пытались создать реалистичную ситуацию в лаборатории (участники должны были заполнить книжную полку едой так, как они заполнили бы кладовую у себя дома, и обустроить офис так, чтобы им было удобнее работать).

А одно исследование было полевым: мы подошли к студентам, которые занимались в библиотеке, чтобы посмотреть, чем они занимаются (мы сфотографировали их рабочее место, чтобы оценить, насколько оно отвлекает, а также спросили их, сколько отвлекающих факторов они испытывали за последние 20 минут).

Во всех исследованиях мы оценивали мотивацию и самоконтроль и связывали их с тем, насколько люди создавали или выбирали препятствия в своём окружении.

Несмотря на некоторые различия в результатах разных исследований, если объединить все результаты, то можно обнаружить, что как самоконтроль, так и мотивация «хочу» (степень, в которой цель преследуется из-за чувства личной значимости и интереса, а также из-за связи с идентичностью) связаны с тем, что препятствия располагаются дальше от человека; для мотивации «надо» (когда вы делаете что-то, потому что чувствуете, что должны это сделать, или будете чувствовать себя виноватым, если не сделаете этого) было обнаружено обратное.

Могли бы вы сказать, что преодоление меньшего количества препятствий — это тоже вопрос личности?

Мы рассмотрели личностный самоконтроль, который является показателем личности и оценивает, насколько хорошо люди обычно справляются с самоконтролем.

Интересно, что, как показывают исследования, самоконтроль — это не способность контролировать себя в данный момент или наличие силы воли.

Вместо этого люди с высоким уровнем самоконтроля сталкиваются с меньшим количеством препятствий и соблазнов.

Наше исследование выявило нечто подобное: люди с высоким уровнем самоконтроля предпочитали располагать (соблазнительные) препятствия дальше от себя, где, предположительно, они испытывали бы меньше искушения и где им пришлось бы меньше проявлять самоконтроль.

Как быть более целеустремленными – новое исследование

Не могли бы вы разграничить «необходимый» и «желаемый» типы мотивации и то, как они повлияли на результаты вашего исследования?

Мотивация «хочу» представляет собой нашу внутреннюю мотивацию — мы делаем что-то, потому что это важно для нас лично, интересно или соответствует нашим ценностям.

С другой стороны, вынужденная мотивация связана с поведением, которое, по нашему мнению, мы должны совершать, либо потому, что кто-то другой требует или ожидает от нас этого, либо потому, что мы почувствуем себя виноватыми, если не будем так себя вести.

В нашем исследовании мы обнаружили, что мотивация «хочу» неизменно связана с преодолением препятствий на расстоянии.

Результаты для мотивации «должен» оказались особенно интересными: участники с высокой мотивацией «должен» и располагали препятствия ближе к себе, и осознавали, что эти ближайшие препятствия представляют собой большую проблему.

Осознание того, что определённые препятствия потенциально могут стать проблемой, без каких-либо действий по их устранению, может представлять собой конфликт, присущий мотивации «должен» — вы можете чувствовать давление, заставляющее вас стремиться к цели, но при этом хотеть поддаться искушению.

Как можно усилить мотивацию (или самоконтроль) в случае выполнения нежелательной, но неизбежной задачи, например, подготовки к ужасному отчёту по проекту или домашнему заданию по математике, которая в первую очередь обусловлена необходимостью?

В большинстве моих исследований (и в исследованиях многих других учёных) речь идёт не о количестве мотивации, а о её качестве. Таким образом, вопрос заключается не в том, как усилить мотивацию, а в том, как убедиться, что у нас есть мотивация нужного типа.

В случае нежелательной задачи могут сработать два варианта:

  1. Во-первых, подумайте о том, как эта задача соотносится с вашими ценностями и личностью — переформулируйте её так, чтобы она больше соответствовала вашим желаниям. Может быть, я ценю добросовестность в работе, и поэтому составление отчёта соответствует этой ценности. Или я хочу в будущем стать ветеринаром, поэтому выполнение домашнего задания по математике важно для достижения этой более масштабной цели.
  2. Вторая стратегия заключается в том, чтобы сделать процесс более приятным в данный момент. Можете ли вы совместить его с чем-то весёлым или приятным, например, с прослушиванием музыки или вкусным угощением?

Что касается самоконтроля, то есть исследования, которые показывают, что практика помогает — если вы будете понемногу заниматься этим каждый день, у вас получится лучше (или, по крайней мере, вы будете увереннее в своих способностях).

Есть ли в вашем исследовании какие-либо практические выводы для тех, кто испытывает трудности с мотивацией и сталкивается со слишком большим количеством препятствий?

Для меня практический вывод заключается в том, чтобы задаться вопросом, почему вы ставите перед собой те или иные цели. Если вы обнаружите, что преследуете цель из-за необходимости, то, скорее всего, столкнётесь с трудностями на пути к этой цели.

Возможно, стоит заменить эту цель на более значимую или важную для вас лично? Или вы можете найти больше причин, по которым вам хочется достичь этой цели?

Например, если врач говорит вам, что вам нужно больше заниматься спортом, вы можете сосредоточиться на тех преимуществах хорошей физической формы, которые важны для вас, например, на том, что у вас будет больше энергии для игр с детьми или внуками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *