Результаты исследования, проведенного институтом общественного мнения «Анкетолог» совместно с mediacom.expert, позволили выяснить, в какие товары в интернете больше всего вовлечены школьники.
72% родителей сообщили, что их дети регулярно делают покупки онлайн. Среди этих родителей 56% заявили, что их дети сами заказывают товары на маркетплейсах без помощи взрослых. Принадлежность к школьному возрасту не помешала детям стать активными онлайн-покупателями. В числе самых популярных платформ для школьников оказались Wildberries (85%), Ozon (74%), Яндекс.Маркет (23%) и Aliexpress (21%).
Что влияет на выбор
Интересно, что дети, ища идеи для покупок, в основном обращаются к своим сверстникам (61%). При этом примерно половина опрашиваемых детей (47%) получают информацию непосредственно в магазинах и на маркетплейсах, 30% получают ее из рекламы в социальных сетях, 27% – от блогеров, 19% – из игр.
Технологии
Оказалось, что половина опрошенных детей (50%) активно используют мобильное приложение банка для совершения различных операций, таких как переводы по номеру телефона (69%) и карты (52%), оплата мобильной связи (47%) и покупки с помощью QR-кода (32%). Кроме того, они ведут учет доходов и расходов (30%), выбирают категории для получения кэшбэка и списывают его при совершении покупок (24%).
Топ товаров
Что касается самых популярных категорий товаров, на которые тратятся школьники, здесь основными являются сладости, снеки, фастфуд и игрушки. Тем не менее, родители высказывают свое неодобрение в отношении расходов на татуировки и пирсинг (66%), артефакты в видеоиграх (53%), сами видеоигры (47%), неподходящие игрушки (46%), газировку (41%) и окрашивание волос (39%).
Родительский контроль
Более половины опрошенных родителей (54%) периодически спрашивают своих детей о том, на что они тратят деньги, 23% требуют полного отчета о тратах. Еще 18% родителей отслеживают расходы через приложение банка, а 5% полностью доверяют детям в этом вопросе.
Карманные деньги
Следует отметить, что наличные деньги, банковские карты и смартфоны являются основными способами оплаты почти всех детей при онлайн-покупках (соответственно 71%, 66% и 8%).
Исследование показало, что личные деньги обычно появляются у детей в возрасте от 7 до 12 лет (64% респондентов) или даже раньше, в 5-6 лет (29%). Чаще всего дети получают небольшие суммы денег на праздники (76%), в подарок от членов семьи (58%), по запросу (49%) или в виде регулярной фиксированной суммы для расходов (33%). За достижения в учебе (21%), выполнение определенных целей (15%), помощь по дому (13%) и особые задания (11%) дети получают деньги реже.
Кроме родителей, детский бюджет пополняют бабушки, дедушки (82%), тети, дяди (28%) и крестные (20%). Большинство родителей (90%) отметили, что сумма денег, которой располагают их дети в месяц, не превышает 3000 рублей.
В итоге
Можно сделать вывод, что школьники активно вовлечены в интернет-шопинг и проявляют некоторую финансовую самостоятельность, при этом их покупки и стиль потребления частично зависят от сверстников, информации в магазинах, на маркетплейсах и в соцсетях. Родители, в свою очередь, частично контролируют и отслеживают детские траты, однако также вовлечены в процесс пополнения детского бюджета.
В опросе приняли участие 1500 россиян, имеющих детей в возрасте от 5 до 16 лет.