Когда-то у авиалайнеров были квадратные иллюминаторы, но теперь вместо них у всех самолетов круглые окна. Почему?
Мы привыкли видеть квадратные и прямоугольные окна в большинстве строительных конструкций, на транспортных средствах. Но и, конечно же, существуют закругленные окна — или «окуляры», если на архитектурном языке, — которые придают дизайну и характер, и интригу.
А теперь подумайте о самолетах и реактивных лайнерах. У них теперь всегда круглые окна.
Так зачем было менять дизайн?
К сожалению, инженерам потребовалось несколько трагических событий, чтобы по-новому взглянуть на дизайн иллюминаторов самолетов. Это было в 1950-х годах, когда коммерческие авиалайнеры становились все крупнее, и они стали разрушаться в воздухе. Причина была установлена … — это квадратные окна.
Инженеры определили, что острые края квадратных окон самолетов создавали слабые места, вызывая «усталостное разрушение металла». Эти углы были напряжены, а затем еще и ослаблены давлением потоками воздуха на большой высоте.
К 50-м годам самолеты, чем их предшественники, что означало, что после нескольких полетов и многократного изменения давления эти квадратные окна в часто разрушались от давления.
А вот закругленные окна способны относительно равномерно распределять давление, потому что у них нет углов для концентрации напряжения, что снижает вероятность трещин или разрывов. Круглые формы также прочнее и устойчивее к деформации, что делает их более способными выдерживать многократные перепады давления внутри и снаружи самолета.
Теперь в воздухе между вами и внешней стороной несколько слоев акрила (не стекла). Эти слои обеспечивают дополнительную защиту от погодных явлений, таких как дождь, ветер, туман, давление, температура.
А перфорация (её обычно не видно — «выпускное отверстие» добавляют еще один слой защиты, помогая поддерживать давление воздуха на борту на относительно постоянном уровне, позволяя воздуху проходить через различные слои окон.