Многие женщины любят водить, но профессиональными шоферами становятся единицы.
К примеру, в такси Gett на конец 2020 года — лишь 4% женщин, — сообщает Forbes. Статус-кво меняют службы, которые трудоустраивают только девушек.
В такси только девушки
Зарине 43. Она проживает в Грозном. Более 20 лет назад ее муж пропал без вести, и с тех пор она обеспечивает себя сама. Большую часть жизни женщина «челночила» — перепродавала китайские товары. А полтора года назад решила стать водителем в службе такси «Мехкари» («девчата» — в переводе с чеченского). В республике это первая служба, в которой работают только женщины-шоферы. «У меня 21-летний стаж, я люблю водить и подумала, что наконец смогу зарабатывать и на хобби», — пояснила она свой выбор.
Эту службу открыла в 2019 году Мадина Цакаева. До этого она поработала и в компании, по разработкам программ автоматизации магазинов, была и менеджером по закупкам бытхимии. К запуску «Мехкари» женщину подтолкнули однотипные истории знакомых, в которых чеченским женщинам мужья запрещают садиться в такси с посторонним мужчиной, и не только из религиозных соображений, но и из ревности. «Одна моя подруга за 15 лет брака ни разу не воспользовалась такси. Ей приходилось откладывать дела и ждать, пока муж освободится и сможет довезти ее до нужного места», — рассказывает предпринимательница.
На запуск сервиса ушло полгода и около 9 миллионов рублей. Всё это потребовалось на изучение рынка, подготовку бизнес-плана, разработку сайта и приложения, а также на поиск водителей. Последнее оказалось самой сложной задачей, признается Цакаева. «Шофер должен не только хорошо водить, но и быть эмоционально готовым к тому, что пассажир может сесть в машину в любом настроении», — объясняет она. Чтобы выбрать из соискательниц, предприниматель рассылала кандидатам психологические тесты. Запрашивала медсправки, справки о несудимости, интересовалась отзывами предыдущих работодателей. В итоге из 49 заявок на работу она взяла семь человек.
9 миллионов рублей ушли на аренду офиса, зарплаты, IT-услуги, брендирование, оргтехнику, а также на покупку семи автомобилей. 2 миллиона рублей Мадина взяла из семейного бюджета. Семь — предоставил «Фонд имени Шейха Зайеда» по поддержке предпринимательства и инноваций (это совместный проект правительства Чеченской Республики и инвесторганизации ОАЭ «Фонд Халифа»).
Пока сервис действует только в Грозном, но клиентки часто просят выехать за город или даже довезти до моря. «На днях нашего водителя забронировали на сутки: женщина оплатила поездки туда и обратно, ожидание, предоставила водителю ночлег», — рассказала Мадина. В среднем водители совершают по десять поездок в день. В планах у предпринимательницы — увеличить автопарк, а также расширить зону покрытия сервиса.
Неженское дело
Сервисы женского такси существуют во многих странах. В 2015 году службу Pink Taxi запустила каирская предпринимательница Рим Фаузи. В Индии с 2008 года работает компания Sakha Consulting Wings. Она обучает вождению женщин из маргинальных групп населения и предоставляет им работу в такси. В марте прошлого года женское такси DriveHER запустила жительница Торонто и основательница благотворительной организации Power To Girls Аиша Аддо.
В «Яндекс.Go» число женщин-водителей также растет, но все равно остается низким: сегодня это 4% от общего числа шоферов, как и в Gett.
«В детстве никто не рассказывает девочкам, что они могут в будущем стать шоферами. Эту профессию обычно представляют как мужскую», — объясняет дефицит женщин-шоферов Аиша Аддо.
В то же время многие дамы любят водить автомобиль, а работа в такси дает возможность подстроить расписание под график детей, считают предпринимательницы. «У меня ребенок — первоклассник и требует много времени и внимания», — рассказывает жительница Самары Ирина. Она начала водить такси полтора года назад, когда обновила автомобиль. Зарплата менеджера позволяла выплачивать автокредит. Но на непредвиденные траты денег не оставалось, поэтому она и решилась на подработку. «В такси же я не привязана к графику: могу брать заказы с утра, перед основной работой, могу после или в выходные», — делится Ирина.
Чтобы стать таксистом, было оформлено ИП, подключен сервис «Яндекс.Go». По словам водителя, самым сложным оказалось в первый раз нажать на кнопку в приложении и выйти на линию.
«Новое всегда пугает, — пояснила Ирина. — Я до сих пор помню первого пассажира: откуда я его забирала, куда везла и как у меня всю поездку потели ладони!» Ирина также опасалась, что клиент откажется ехать, потому что за рулем — женщина. «Сейчас я понимаю, что страх был неоправданный. Пассажиры даже больше любят девушек за мягкий, плавный стиль вождения», — добавила она.
Это подтверждается и статистикой. По данным «Яндекс.Go», женщины на 5% чаще получают положительные отзывы после поездок, чем мужчины.
Финансовые и гендерные сложности
По данным Bloomberg, пандемия замедлила рост сервисов женских такси. Число заказов упало. С рынка ушел, например, бразильский стартап Femitaxi. Работу приостановила и служба DriveHER. Основательница компании Аиша Аддо рассказала, что к им не выйти на самоокупаемость, несмотря на высокий спрос, а дополнительное финансирование привлечь не удалось.
«На старте я взяла часть средств из своих накоплений, деньги также предоставили бизнес-ангелы, поверившие в наш сервис. Но привлечь из инвестиционных фондов было сложно. Одна из возможных причин в том, что проект создавался специально для женщин. И не все инвесторы готовы вкладываться в такие стартапы», — рассказала Аиша. Мнение подтверждается и исследованиями: согласно докладу Канадского правительства и Банка Монреаля (Bank of Montreal), женщины привлекают меньше финансирования, чем мужчины. В США только 3% венчурных инвестиций достаются компаниям, которыми управляют женщины.
«Такая ситуация характерна в том числе и для России. Мужчины менее охотно вкладывают в «женский» бизнес, не считают его чем-то серьезным и прибыльным. Понимая это, часть предпринимательниц запускает бизнес в сферах, куда мужчины идут редко и куда нужно меньше вкладывать — в сервисы, соцпроекты», — отметила консультант по этике бизнеса и корпоративному управлению Полина Кальницкая. Она полагает, что изменить ситуацию могут объединения женщин-инвесторов, которые бы вкладывались в женский бизнес. Традиционным службам такси также необходимо привлекать больше девушек в профессию. Это позволит увеличить доходы, ведь согласно опросам Международной финансовой корпорации (IFC), 17% клиенток совершали бы в 8 раз больше поездок, если бы на вызов приезжали женщины.
По материалам Forbes Contributor.