Авторы: Дэвид Э. Пингри, Роберт Эндрю Гилберт

Астрология, вид гадания, который включает в себя прогнозирование земных и человеческих событий посредством наблюдения и интерпретации неподвижных звезд, Солнца, Луны и планет.

 

 

Адепты верят, что понимание влияния планет и звезд на земные дела позволяет им как предсказывать, так и влиять на судьбы отдельных людей, групп и наций. Хотя астрологию часто рассматривали как науку на протяжении всей ее истории, сегодня широко распространено мнение, что она диаметрально противоположна открытиям и теориям современной западной науки.

Природа и значение

Астрология — это метод прогнозирования мирских событий, основанный на предположении, что небесные тела — в частности, планеты и звезды, рассматриваемые в их произвольных комбинациях или конфигурациях (называемых созвездиями) — каким-то образом либо определяют, либо указывают на изменения в подлунном мире. Теоретическая основа этого предположения исторически лежит в эллинистической философии и радикально отличает астрологию от небесных омин (“знамений”), которые впервые были классифицированы и каталогизированы в древней Месопотамии. Первоначально астрологи предполагали геоцентрическую вселенную, в которой “планеты” (включая Солнце и Луну) вращаются по орбитам, центры которых находятся в центре Земли или вблизи Него, и в которой звезды зафиксированы на сфере с конечным радиусом, центр которой также является центром Земли. Позже были приняты принципы аристотелевской физики, согласно которым существует абсолютное разделение между вечными круговыми движениями небесного элемента и ограниченными линейными движениями четырех подлунных элементов: огня, воздуха, воды, земли.

Считалось, что существуют особые отношения между определенными небесными телами и их различными движениями, конфигурациями друг с другом, а также процессами зарождения и распада, наблюдаемыми в мире огня, воздуха, воды и земли. Эти отношения иногда считались настолько сложными, что ни один человеческий разум не мог полностью их понять; таким образом, астрологу можно было легко простить любые ошибки. Аналогичный набор особых отношений предполагали и те, чья физика была более близка к физике греческого философа Платона. Астрологи-платоники считали, что элемент огня распространяется на все небесные сферы, и они с большей вероятностью, чем аристотелианцы, верили в возможность божественного вмешательства в природные процессы посредством небесных влияний на Землю, поскольку они верили в создание божеством самих небесных тел.

Роль божественного начала в астрологической теории значительно различается. В своем самом строгом аспекте астрология постулирует полностью механистическую вселенную, отрицая божеству возможность вмешательства, а человеку — свободу воли; как таковая, она подверглась энергичной атаке со стороны ортодоксального христианства и ислама. Однако для некоторых астрология не является точной наукой, подобной астрономии, а просто указывает тенденции и направления, которые могут быть изменены либо божественной, либо человеческой волей. В интерпретации Бардесанеса, сирийского христианского ученого (154–с. 222), которого часто отождествляли с Гностиком (сторонник эзотерического знания и представления о том, что материя — зло, а дух — добро) — движения звезд управляют только элементарным миром, оставляя душе свободу выбора между добром и злом. Конечная цель человека — достичь освобождения от материального мира, в котором доминируют астрологи. Некоторые астрологи, такие как харранийцы (из древнего месопотамского города Харран) и Индусы считают сами планеты могущественными божествами, чьи решения могут быть изменены с помощью мольбы и литургии или с помощью теургии, науки убеждения богов или других сверхъестественных сил. В других интерпретациях, например, христианских присциллианистов (последователей Присциллиана, испанского аскета 4—го века, который, по-видимому, придерживался дуалистических взглядов), звезды просто являют волю Бога тем, кто обучен астрологическому символизму.

 

 

Значение астральных предзнаменований

Представление о том, что звезды проявляют божественную волю, наиболее близко к концепции, лежащей в основе древних месопотамских сборников небесных знамений. Их главной целью было информировать королевский двор о надвигающейся катастрофе или успехе. Они могут принимать формы метеорологических или эпидемических явлений, затрагивающих целые популяции людей, животных или растений. Однако часто они касались военных дел государства или личной жизни правителя и его семьи. Со времен небесной омины считались не детерминистическими, а скорее указательными — своего рода символическим языком, на котором боги общались с людьми о будущем, и лишь частью огромного множества зловещих событий — считалось, что их неприятные предчувствия могут быть смягчены или сведены на нет ритуальными средствами или противоположными предзнаменованиями. Таким образом, бару (официальный предсказатель), который наблюдал и интерпретировал небесную омину, мог консультировать своего королевского работодателя о способах избежать несчастий; предзнаменования служили основой для разумных действий, а не указывали на неумолимую судьбу.

Цели астрологии

С другой стороны, первоначальная цель астрологии состояла в том, чтобы информировать человека о ходе его жизни на основе положений планет и зодиакальных знаков (12 астрологических созвездий) в момент его рождения или зачатия. На основе этой науки, называемой генетиалогией (определяющей нативности), были разработаны фундаментальные методы астрологии. Основными разделами астрологии, которые развились после генетиалогии, являются общие, катархические и вопросительные.

Общая астрология изучает взаимосвязь значимых небесных моментов (например, время весеннего равноденствия, затмения или соединения планет) с социальными группами, нациями или всем человечеством. Она отвечает астрологическими средствами на вопросы, ранее задававшиеся в Месопотамии.

Катархическая (относящаяся к началам или источникам) астрология определяет, способствует ли выбранный момент астрологически успеху начатого в нем курса действий. По сути, противореча строгой интерпретации генетики, она позволяет индивидууму (или корпорации) действовать в астрологически благоприятные времена и, таким образом, избегать любых неудач, предсказуемых с рождения.

Вопросительная астрология дает ответы на вопросы клиента, основанные на ситуации на небесах в момент его постановки вопросов. Эта астрологическая консультационная служба еще более далека от детерминизма, чем катархическая астрология; таким образом, она ближе к предсказанию по приметам и настаивает на ритуальном очищении и подготовке астролога.

Другие формы астрологии, такие как ятроматематика (применение астрологии в медицине) и военная астрология, являются вариантами того или иного из вышеперечисленных.

Историческое развитие

Астральные знамения на древнем Ближнем Востоке

Астральные предзнаменования, используемые в месопотамском гадании, позже были объединены с тем, что стало известно как астрология в строгом смысле этого слова, и составили в астрологии раздел, называемый естественной астрологией. Хотя лунные затмения, по-видимому, считались зловещими в несколько более ранний период, период 1-й династии Вавилона (18-16 вв. до н.Э.) был временем, когда был начат клинописный текст «Энума Ану Энлиль», посвященный небесной омине. Окончательный сбор и кодификация этой серии, однако, не были завершены до начала 1-го тысячелетия до нашей ЭРЫ. Но сохранившиеся таблички — в основном из ассирийской библиотеки царя Ашшурбанипала (7 век до н.Э.) — указывают на то, что стандартной версии никогда не существовало. Каждая копия имела свое собственное характерное содержание и организацию, призванные облегчить ее владельцу консультацию с предзнаменованиями.

Общие категории, к которым относились знамения Энума Ану Энлиля, были четырьмя, названными в честь главных богов, вовлеченных в зловещее сообщение: Син, Шамаш, Адад и Иштар. Син (Луна) содержит предзнаменования, связанные с такими лунными явлениями, как первые полумесяцы, затмения, ореолы и соединения с различными неподвижными звездами; Шамаш (Солнце) имеет дело с предзнаменованиями, связанными с такими солнечными явлениями, как затмения, одновременные наблюдения двух солнц и перигелия (дополнительные солнца); Адад (бог погоды) связан с предзнаменованиями, связанными с метеорологическими явлениями, такими как гром, молния и образование облаков, а также землетрясения; а Иштар (Венера) содержит предзнаменования, связанные с планетарными явлениями, такими как первая и последняя видимости, станции (точки, в которых планеты кажутся неподвижными),акронихальные восходы (восход планеты на востоке, когда Солнце садится на западе) и соединения с неподвижными звездами.

Хотя эти предзнаменования часто упоминаются в отчетах сети наблюдателей, созданной по всей Ассирийской империи в 7 веке до нашей ЭРЫ, они, похоже, потеряли свою популярность в конце периода персидского господства в Месопотамии (закончившегося в 4 веке до нашей ЭРЫ). В более поздний период были предприняты новые попытки в большом количестве работ, называемых Дневниками, найти правильные корреляции между небесными явлениями и земными событиями. Однако до этого развития событий части более старой серии предзнаменований были переданы в Египет, Грецию и Индию как прямой результат Господство Ахеменидов (ахеменидская династия правила в Персии с 559 по 330 год до н.Э.) над этими культурными областями или их пограничными регионами.

Астральные знамения в Египте, Греции, Индии и Китае

Доказательства передачи лунных предзнаменований в Египет в ахеменидский период содержатся главным образом в демотическом папирусе, основанном на оригинале около 500 года до нашей ЭРЫ. Более широкое использование месопотамских небесных знамений подтверждается фрагментами книги, написанной на греческом языке во 2 веке до н.Э. и заявленной как работа, адресованная царю Нечепсо священником Петосирисом. Из этого источника, среди прочего, содержание Энума Ану Энлиля было включено во вторую книгу Апотелесматики, или “Работы по астрологии” (обычно называемой Тетрабиблос, или “Четыре книги”), ПтолемеяГреческий астроном 2-го века нашей ЭРЫ; первая книга астрологического сборника Гефестиона из Фив, греко-египетского астролога 5-го века нашей ЭРЫ; и «О знаках» Иоанна Лидуса, византийского бюрократа 6-го века. Еще одним каналом передачи знаний грекам были маги Малой Азии, группа иранских поселенцев, находившихся под влиянием вавилонских идей. Их учения сохранились в нескольких классических трудах по естественной истории, в первую очередь у Плиния Старшего (c. AD 23-79), и Геопоника (поздняя коллекция сельскохозяйственных знаний).

На различных ближневосточных языках также существует множество текстов, посвященных небесным предзнаменованиям, хотя их источники и вопрос о том, происходят ли они непосредственно из месопотамской традиции или от греческих или индийских посредников, еще предстоит исследовать. Из этих текстов наиболее важными являются те, которые приписываются Гермесу Трисмегисту харранианцами и теперь сохраняются на арабском языке, Книга Зодиака мандеев (гностическая секта, все еще существующая в Ираке и Хузистане),Апокалипсис, приписываемый библейскому пророку Даниилу (сохранился в греческой, сирийской и арабской версиях), и Книга Пчелы на сирийском языке.

Передача месопотамской литературы о знамениях в Индию, включая материалы Энума Ану Энлиля, по-видимому, произошла в 5 веке до н.э. во время оккупации Ахеменидами долины Инда. Первые следы встречаются в буддийских текстах этого периода, и буддийские миссионеры сыграли важную роль в распространении этого материала в Центральной Азии, Китае, Тибете, Японии и Юго-Восточной Азии. Но самая важная из работ этой индийской традиции и старейшая из дошедших до нас на санскрите — это самая ранняя версия еще неопубликованного Гаргасамхита (“Сочинения Гарги”) примерно 1-го века нашей ЭРЫ. Оригинальный месопотамский материал был изменен таким образом, чтобы соответствовать индийской концепции общества, включая систему четырех каст и обязанность высших каст совершать самскары (освящающие церемонии).

Существует множество более поздних сборников предзнаменований на санскрите, из которых наиболее известными являются “Брихатсамхита”, или “Великое сочинение” Варахамихиры (около 550 года), джайнская Бхадрабаху—самхита, или «Сочинение Бхадрабаху» (около 10 века), и Паришишта (“Дополнения”) из Атхарваведы (возможно, 10—го или 11-го века) — хотя они мало что добавляют к традиции. Но в работах 13-го века и позже, озаглавленных «Таджика», содержится огромное количество арабских адаптаций первоначально месопотамских небесных знамений, переданных через персидские переводы (таджика). ВTājika знамения тесно связаны с общей астрологией; в более ранних санскритских текстах их связь с астрологией была в основном в области военной и катархической астрологии.

Астрология в эллинистический период (3 век до Н.э. — 3 век н.Э.)

В 3 веке до н.Э. и, возможно, несколько раньше, вавилонские прорицатели начали — с целью предсказания хода жизни человека — использовать некоторые планетарные знаки: положения относительно горизонта, широты, регрессии и другие положения в момент рождения или вычисленного зачатия. Этот метод был еще далек от астрологии, но его эволюция была более или менее современной и параллельной развитию науки генетики в эллинистическом Египте.

Столь же неясны те люди, которые, живя в Египте при Птолемеях (греческая династия, правившая в 305-30 гг. до н.Э.), математизировали концепцию соответствия между макрокосмом (“большим порядком”, или вселенной) и микрокосмом (“меньшим порядком”, или человеком), интерпретируемым в терминах Платона или Аристотелятеории, касающиеся Земли как центра планетной системы. Они представляли себе эклиптику (кажущуюся орбитальную окружность Солнца) как разделенную на 12 равных частей, или знаков зодиака, каждый из которых состоит из 30 °; в этом они следовали вавилонянам. Далее они рассматривали каждый из этих 12 знаков как место жительства (или дом) планеты и подразделяли каждый из них на различные части — деканы по 10 ° каждый, штрафы («границы») различной длины и додекатемории по 2 ° 30 ‘ каждый — в каждом из которых также доминирует планета. В разных точках эклиптики разбросаны степени экзальтации планет (высокое влияние), противоположные их степеням подавленности (низкое влияние). Различные дугитаким образом, зодиак либо в первую, либо во вторую очередь подчиняется каждой планете, сила и влияние которой в рождении (рождении) частично зависят от ее положения относительно этих дуг, а также от положения ее друзей и врагов.

Кроме того, каждый знак зодиака имеет особое отношение к той или иной части человеческого тела. 12 знаков далее делятся на четыре тройки, каждая из которых управляет одним из четырех элементов. Многочисленные пары противоположностей (мужское-женское, дневное-ночное, горячее-холодное и другие), основанные на предположениях последователей Пифагора, греческого философа-мистика 6 века до н.Э., связаны с последовательными парами знаков. Наконец, большое разнообразие веществ в элементальном мире и атрибутов человеческого характера более или менее произвольно ассоциируются с различными знаками. Эти списки взаимосвязей дают обоснование многим предсказаниям астролога.

Влияние отдельной планеты связано как с ее общими признаками, которые считаются зловещими в месопотамских текстах, так и с чертами ее главного божества в греческой мифологии. Но на них также накладывается система четырех элементов и их четырех качеств, пифагорейские противоположности и списки подлунных субстанций. Кроме того, как и в предзнаменованиях, тщательно рассматриваются режимы движения планет, поскольку их сила частично определяется их фазами относительно Солнца. Кроме того, они оказывают взаимное влияние как занимая дома друг друга, так и посредством конъюнкции и аспектов — оппозиция (к 7-му) и квартиль (к 4-му или 10-му) обычно считаются плохими, трин (к 5-му или 9-му) и секстиль (к 3-му или 11-му) хорошими.

Более того, поскольку орбиты планет вращаются с запада на восток, зодиак ежедневно вращается вокруг Земли в обратном смысле. С определенной точки на поверхности Земли это последнее движение — если бы эклиптика была видимым кругом — выглядело бы как последовательность знаков, поднимающихся один за другим над восточным горизонтом. Астрологи рассматривают тот, который на мгновение находится в асценденте, как первое место, тот, который следует за ним, как второй, и так далее, при этом тот, который поднялся непосредственно перед асцендентом, является 12-м. В генетиалогии каждое место в этомдодекатропос определяет аспект жизни туземца (рожденного под определенным знаком); в других формах астрологии место определяет некоторый соответствующий аспект подлунного мира.

Затем астрологи составляют гороскоп, сначала определяя для данного момента и местности границы 12 мест, а также долготы и широты семи планет. Они читают этот гороскоп, изучая сложные геометрические взаимосвязи знаков и их частей, а также планет различной вычисленной силы с местами и друг с другом и связывая с каждым элементом в гороскопе его список подлунных соответствий. Любая гороскопическая диаграмма, конечно, даст огромное количество предсказаний, в том числе многие из них противоречивы или экстравагантны. Таким образом, астрологи должны полагаться на свои знания социального, этнического и экономического происхождения клиента, а также на свой собственный опыт, чтобы помочь им избежать ошибок и добиться доверия.

Примерно с 100 г. до н.Э. вышеупомянутый метод был основной процедурой астрологии, хотя иногда вводились различные уточнения и дополнительные устройства, в том числе связанные с герметической традицией Гермеса Трисмегиста и Дорофея Сидонского, влиятельного астрологического поэта третьей четверти 1 века нашей ЭРЫ. Одним из них является система лотов, которые являются влиятельными точками, удаленными от некоторых определенных точек на гороскопической диаграмме, как две планеты друг от друга. Вторая — это пророгатор, точка на эклиптике, которая, перемещаясь со скоростью один градус наклонного восхождения в год либо к нисходящему, либо к восходящему, определяет продолжительность жизни человека. Другим является метод непрерывной гороскопии, при котором диаграммы годовщин сравниваются с базовым рождеством, чтобы обеспечить ежегодные показания. И, наконец, определенные периоды жизни распределяются по их управляющим планетам в фиксированной последовательности; эти управляющие периодами, в свою очередь, делятся своей властью с другими планетами, предоставляя им подпериоды.

Астрология после эллинистического периода

В Индии

Греческая астрология была передана в Индию во 2-м и 3-м веках нашей эры посредством нескольких переводов на санскрит, из которых наиболее известным является тот, который был сделан в 149/150 году Яванешварой и переведен как Яванаджатака Сфуджидхваджей в 269/270 году нашей ЭРЫ. Таким образом, методы индийской астрологии не удивительно похожи на методы ее эллинистического аналога. Но методы передавались без их философского обоснования (которое индейцы заменили божественным откровением), и индейцы модифицировали предсказания, первоначально предназначенные для применения в греческом и римском обществе, чтобы они имели смысл для них. В частности, они приняли во вниманиекастовая система, доктрина метемпсихоза (переселения душ), индийская теория пяти элементов (земли, воды, воздуха, огня и пространства) и индийские системы ценностей.

Индийцы также сочли полезным усовершенствовать и без того сложную методологию эллинистической астрологии. Они добавили в качестве важных элементов накшатры (или лунные особняки), сложную систему из трех категорий йог (или комбинаций планет), десятки различных разновидностей даша (периодов планет) и антардаша (подпериодов), а также сложную теорию аштакаварги, основанную на непрерывной гороскопии. Количество подразделений зодиакальных знаков было увеличено за счет добавления хора (15 ° каждый), саптамша (4 2° каждый) и навамша ю.ш. (3° 20′ каждая); количество планет было увеличено за счет добавления узлов Луны (точек пересечения лунной орбиты с эклиптикой) и ряда upagrahas, or imaginary planets. Однако некоторые элементы эллинистической астрологии и ее сасанидского ответвления (см. Ниже), в том числе жребий, предсказатель, Повелитель года, тройственность и астрологическая история, были введены в Индию только в 13 веке через тексты. Помимо генетики, индейцы особенно культивировали военную астрологию и форму катархической астрологии, называемуюмухурта-шастра и, в меньшей степени, ятроматематика и вопросительная астрология.

В сасанидском Иране

Вскоре после того, как Ардашир I основал Сасанидскую империю в 226 году Н.э., произошла значительная передача как греческой, так и индийской астрологии в Иран. Существовали пехлевийские (иранские) переводы Дорофея Сидонского, Веттия Валента, Гермеса и индийца по имени (в арабских источниках) Фармасп. Поскольку все оригиналы Пехлеви утеряны, эти переводы предоставили единственное знание сасанийской науки. Генеалогия в Иране была, по сути, имитацией эллинистической (хотя и без какой-либо философии), к которой были привиты некоторые индийские черты, такие какнавамша и шиваитская интерпретация иллюстраций греко-египетских божеств деканов. Наиболее влиятельным и характерным нововведением сасанийских астрологов было развитие теории астрологической истории, то есть написание истории, как прошлой, так и будущей, на основе расширения методов предсказателя, Повелителя года, планетарных периодов и непрерывной используемой гороскопиив эллинистической генеалогии. Это было сделано в сочетании сЗороастрийский милленаризм (разделение конечной продолжительности материального творения на 12 тысячелетий).

В исламе

Астрология вошла в исламскую цивилизацию в 8-9 веках тремя одновременными потоками — эллинистическим, индийским и сасанидским. Арабские переводы с греческого и сирийского языков представляли эллинистическую науку, с санскрита — индийскую версию, а с пехлеви — сасанийскую комбинацию этих двух языков. Благодаря работе Абу Машара в 9 веке исламская астрология добавила к этим влияниям харранскую адаптацию неоплатонического определения способа астральных влияний в терминах аристотелевской физики. Абу Махшар продолжил разработку истории сасанийской астрологии и значительно расширил количество лотов, которые астролог должен был учитывать. Мусульмане уделяли большое внимание катархической и вопрошающей астрологии, но, подвергаясь нападкам со стороны теологов за отрицание божественного вмешательства в мир и свободной воли человека, астрология быстро потеряла свою привлекательность для мусульманских интеллектуалов после монгольских нашествий 13-го века, хотя и не раньше, чем ее влияние распространилось в Индии, Латинский Запад и Византия.

В Византии

Во время последнего подъема язычества в 5-м и 6-м веках нашей ЭРЫ Византия (Восточная Римская империя) могла похвастаться множеством астрологов: Гефестион, Юлиан Лаодикийский, “Прокл”, Риториус и Иоанн Лидус. Хотя их работы представляют собой исключительно неоригинальные компиляции, они остаются основными источниками для понимания ранней эллинистической астрологии. Однако к концу VI века общий упадок Византийской империи привел кинтеллектуальная жизнь и сильная оппозиция церкви объединились, чтобы практически уничтожить астрологию, хотя некоторая практика чтения небесных знамений сохранилась в Византии, как и в Западной Европе. Наука возродилась только в конце 8-го века и в 9-м веке под влиянием переводов с сирийского и арабского языков. Период примерно с 800 по 1200 год был наиболее благоприятным для византийской астрологии, хотя к астрологическим теориям или методам по существу ничего не было добавлено. С этим периодом соперничал только последний расцвет астрологии в конце 14 века, когда Джон Абрамиус и его ученики пересмотрели старые астрологические трактаты на греческом языке, чтобы снабдить Ренессанс текстами вульгаты.

В Западной Европе

Астрологические тексты Римской империи были написаны почти повсеместно на греческом, а не на латыни; единственными сохранившимися исключениями являются стихотворение «Астрономика» Манилия (c. AD 15-20), “Matheseos libri” («Книги по астрологии») Фирмика Матерна (ок. 335) и анонимного «Liber Hermetis» (“Книга Гермеса”) с 6-го века. Однако в отсутствие астрономических таблиц на латыни ни одна из этих работ не была полезной, и астрология для всех практических целей исчезла со знанием греческого языка в Западной Европе. Это быловозродился только благодаря многочисленным переводам арабских астрологических и астрономических трактатов, выполненных в Испании и на Сицилии в 12-13 веках, дополненным несколькими переводами непосредственно с греческого. Но новая астрология в мире, читающем на латыни, оставалась, по сути, ответвлением исламской астрологии, получив адекватное представление о ее эллинистических оригиналах только в 15 и 16 веках. В эти два столетия также наблюдался самый полный расцвет астрологии в Западной Европе, часто в сочетании с неоплатонизмом и герметизмом. Однако к 17 веку — с перемещением Земли из центра Вселенной в новой астрономии Коперника (1473-1543), Галилея (1564-1642) и Иоганна Кеплера (1571-1630) и с появлением новой механистической физики Декарта (1596-1650) и Ньютона (1643-1727) —астрология утратила свою интеллектуальную жизнеспособность и все чаще признавалась научно несостоятельной. Хотя Кеплер пытался разработать новый метод вычисления астрологических влияний в гелиоцентрической (Солнечной) вселенной, он не преуспел.

Астрология в наше время

В таких странах, как Индия, астрологии удается кое-где удерживать свои позиции среди наук. Ее сохраняющаяся легитимность подтверждается тем фактом, что некоторые индийские университеты предлагают ученые степени по астрологии.

Однако на Западе ньютоновская физика и рационализм эпохи Просвещения в значительной степени искоренили широко распространенную веру в астрологию, и все же западная астрология далеко не мертва, о чем свидетельствует сильная популярность, которую она приобрела в 1960-х годах. Были даже попытки восстановить для нее прочную теоретическую основу, в частности, французского психолога Мишеля Гоклена в его «Научной основе астрологии» (1964), хотя результаты в лучшем случае неубедительны. Подразделения года, управляемые 12 знаками зодиака (которые заимствованы из эллинистической астрологии), как показано в газетах, руководствах и альманахах, следующие:

  • Овен, Овен, 21 марта–19 апреля
  • Телец, Бык, 20 апреля– 20 мая
  • Близнецы, Близнецы, 21 мая–21 июня
  • Рак, Краб, 22 июня–22 июля
  • Лев, Лев, 23 июля–22 августа
  • Дева, Дева, 23 августа– 22 сентября
  • Весы, Весы, 23 сентября–23 октября
  • Скорпион, Скорпион, 24 октября–21 ноября
  • Стрелец, Лучник, 22 ноября–21 декабря
  • Козерог, Коза, 22 декабря– 19 января
  • Водолей, Водонос, 20 января–18 февраля
  • Рыбы, Рыбы, 19 февраля– 20 марта

Астрологи пытались включить планеты, открытые с эпохи Возрождения, в общую астрологическую схему и найти какую-то статистическую связь между положением планет и человеческими жизнями. Однако ни одна из этих попыток не кажется убедительной скептикам и другим критикам астрологии, и, похоже, не существует серьезного объяснения предполагаемых сфер влияния планет, предполагаемой природы их влияний или способа, которым они действуют. Несмотря на этикритика и иже с ней, астрология продолжает привлекать людей из всех слоев общества — от случайных последователей, которые читают свои гороскопы в ежедневной газете, до тех, чьи звездные карты составлены профессиональными астрологами. Короче говоря, несмотря на то, что многие считают ее лишенной интеллектуальной ценности, астрология в ее современных и исторических формах по-прежнему представляет большой интерес для ученых и широкого круга широкой общественности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *