Как детские сказки трансформируют наш жизненный путь.
Ожидает выхода книга психолога Марины Мелии «Хочу—могу—надо. Узнай себя и действуй!». Публикуем с сокращениями главу о том, как сценарный анализ в психотерапии применяет сказочные сюжеты чтобы понять причины, почему личность никак не может добраться до счастливого финала
Итак, о том, как найти себя среди сказочных персонажей и чем может быть полезен такой анализ.
Один из вариантов сценарного анализа — обращение к своим любимым сказкам. В детстве мы перечитывали их, неосознанно примеряли на себя образы сказочных героев, представляли себя на их месте, сопереживали события их чудесной жизни. Какие-то из сказок могли произвести настолько сильное впечатление (и необязательно положительное), что определили наше будущее, легли в основу жизненного сценария. Их так и называют — сценарные сказки.
Как их обнаружить в потаенных уголках сознания и как они помогают понять себя?
Если спросить любого из нас, какая сказка нам особенно запомнилась, мы поначалу теряемся: «я не знаю», «не помню», «так сразу не скажешь» или «много разных». Не просто разобрать эти завалы в памяти, требуется основательная работа. Но в итоге, в какой-то момент мы вдруг отчетливо вспоминаем, что, будучи ребенком, буквально донимали родителей просьбами почитать одну и ту же сказку, поставить ту же пластинку, в десятый раз сходить на фильм…
Чаще всего мне доводилось «вспоминать» с моими клиентами их любимые сказки, когда у них возникали проблемы в бизнесе или на личном фронте. И вот собралась немалое собрание сказочных сюжетов.
Скажи, кто твой герой, и я скажу, кто ты
При анализе сказок важно, с каким именно героем мы себя идентифицируем, кто из персонажей нам близок. Любимая сказка одного из крупных предпринимателей (и, похоже, не только его) — «Две лягушки», восхищение этой земноводной, которая умудрилась взбить сметану в масло и выбраться из горшка. И сам он не просто выходил победителем, а применил обстоятельства как плацдарм для дальнейших побед. Его любимое выражение — «нельзя лапки складывать».
А помните сказку про зайчика и лисицу, где рыжая выгоняет доверчивого зайку из его домика? В моей практике встречалось немало сочувствующих зайчику, которые жалели именно этого героя, «жертву несправедливости». Как правило, это милые люди, совестливые, ответственные по отношению к другим, но только не к себе. Они оставляли кому-то квартиры, долю в бизнесе, переписывали имущество, устраивали жизнь — чью угодно, только не свою. А одна девушка, приехавшая из провинции, напротив, идентифицировала себя с лисичкой. Она подружилась с москвичкой, соблазнила ее мужа и родила от него ребенка. Теперь у нее в собственности хорошая квартира в клубном доме, а «зайчика» с двумя детьми сумела вытеснить в небольшой загородный домик.
Одна знакомая, известный врач-терапевт, знаменита тем, что очень точно ставит диагнозы. Ее любимым образом, который в детстве вызывал бурю эмоций, была мышка в «Репке». Она объявляется в самом конце, но именно ее усилия становятся той «последней каплей», благодаря которой и получается вытянуть репку. Представьте, проходит консилиум, именитые профессора обсуждают сложную историю болезни и не могут вынести окончательный вердикт. И тут появляется она: на вид — «серая мышка», невысокого роста, в скромном костюме, волосы пучком, говорит тихим голосом. Но именно ее слово оказывается решающим — и в этом ее жизненный триумф.
Или Колобок — чаще всего это стартапер, человек, начинающий какое-то дело, но не способный ничего довести до конца: ему становится скучно, и он «катится» дальше. Посмотрите резюме такого «колобка» — одной страницы не хватит. Он сменил множество организаций и с удовольствием рассказывает, что и где его не устроило.
Практически в любой сказке всегда есть оппозиция главному герою. К примеру, Волк и Лиса; Волк и Заяц; Лиса Алиса, Кот Базилио и Буратино; Буратино и Карабас Барабас. Интересно наблюдать, когда встречаются два человека, идентифицирующие себя с разными персонажами одной и той же сказки. Они подходят друг к другу, как ключ к замку, и словно проигрывают один и тот же сценарий.
Вспоминается такой случай. На заре перестройки, когда еще никто не знал о финансовых пирамидах, я случайно встретилась в кафе с одним из самых знаменитых аферистов. Тогда он был еще никому не известен. С ним за столиком сидел мой коллега, психолог, в том числе занимающийся разработкой концепций рекламных роликов. И вот за разговором они попросили меня придумать креатив для раскрутки венчурного предприятия. Я стала расспрашивать, чего они хотят, что за деятельность предполагается? И будущий «строитель пирамиды», не вдаваясь в детали, сообщил, что у него до сих пор стоит перед глазами книжка «Буратино». Там была такая картинка — Кот Базилио и Лиса Алиса убеждают Буратино зарыть денежки на Поле Чудес в Стране Дураков. При этом глаза у него загорелись, и он стал азартно изображать эту картинку в лицах. А потом он и в жизни организовал это «Поле Чудес в Стране Дураков», и люди понесли «зарывать» туда свои сольдо. Видимо, в детстве они сочувствовали Буратино, разглядывая те же картинки. И сегодня мы из всех утюгов слышим подобные истории — об обманутых дольщиках и вкладчиках.
Магия момента
Предположим, мы вспомнили любимую сказку и ее героя — значит ли это, что мы все поняли о себе? Ничего подобного. Важно, какой момент сказочной истории нам запомнился. Каждый из нас воспринимает сказку по-своему: запомниться может не классический, хрестоматийный вариант (где добро всегда побеждает, зло наказано), а свой собственный, где акцент может быть сделан на каком-то значимом для нас эпизоде, на конкретной ситуации.
Вот как это выглядит на практике. У женщины небольшое предприятие, где работают около сорока человек. Но вернее было бы сказать, что это хозяйка пашет на них. Она подбирает самых беспомощных дилетантов, постоянно опекает их, решает их проблемы, даже личные, лечит, помогает деньгами. Нелепая ситуация. Хозяйка на грани банкротства и нервного истощения. Оказалось, ее сценарная сказка — «Белоснежка и семь гномов». Она всегда идентифицировала себя с главной героиней, которая в ее восприятии постоянно заботилась о маленьких и беззащитных гномах, не ожидая для себя никакой выгоды и не рассчитывая на благодарность. Продолжение сказки, где гномы спасают альтруистичную Белоснежку от козней злой мачехи, ей почему-то не запомнилось.
Другому моему клиенту никак не удавалось достичь успеха в бизнесе: неприятности сыпались, как из анти Рога изобилия, не раз приходилось начинать все с нуля. В какой-то момент он заключил неудачный контракт и потерял почти всё. Кое-как удалось наладить процесс, но и тут подвел партнер. Созданное уже в другой сфере предприятие также обанкротилось. Каждый раз, когда он чего-то добивался, его ждала неудача. «Меня как будто сдувает с места», — жаловался он. Оказалось, что в детстве его любимой сказкой была поэма «Руслан и Людмила», где особенно запомнился эпизод боя Руслана с Головой. Руслан подбирается к Голове совсем близко, но она сдувает его, он отлетает назад, потом снова, преодолевая препятствия, приближается к Голове, его снова сдувает, и так повторяется несколько раз. Интересно, что рассказывал он об этом так же эмоционально, с тем же выражением лица, как и про все СВОИ неудачи.
Очередного клиента на сеанс психотерапии привела супруга: она считала его неудачником. Беспомощный, депрессивный человек, он уже около года безработный. А между тем у него высокий IQ, он успешно окончил школу и институт. Казалось бы, есть все возможности наладить нормальную деловую жизнь. Тогда почему ничего не получается? Сказка, которая в детстве произвела на него самое сильное впечатление, — «Ловись, рыбка!». Его героем был Волк, которого хитрая Лиса посадила ловить рыбу в проруби — но не на удочку, а на собственный хвост. Волк примерз ко льду, сидит, несчастный, не может двинуться, а Лиса приговаривает: «Мерзни, мерзни, волчий хвост!» Ему больше всего было жалко Волка, а ведь изначально Волк — сильное животное. Таким же сильным был и мой клиент в начале своего жизненного пути. Но затем его стали преследовать неудачи, навалилась депрессия. И в окружающих он видел, прежде всего, хитрых и несправедливых людей, стремящихся всех обмануть — в том числе и его — ради собственной выгоды.
Сказка «Гадкий утенок» также по-разному отражается на жизненном сценарии: все зависит от того, на чем мы зафиксировали внимание. В одном случае девушка «застряла» на сценах отвержения и ощущения собственной чужеродности, поэтому ее реальная жизнь — постоянные столкновения с социумом — она никак не может «совпасть» со своим окружением, как ни старается. Ее все постоянно клюют, как гадкого утенка. И позитивной развязки такой жизненный сценарий, по-видимому, не предполагает.
В другом случае эта же сказка может стать сценарием для успешных людей — мне ее рассказывали не десять и даже не двадцать человек. Это те, кого больше всего поразил момент превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. В детстве над ними вечно насмехались, их не принимали в игры, дразнили. Один был слишком толстым, другой чересчур худым, третий заикался. А сегодня это уверенные в себе успешные люди, которые долго шли к триумфу, но всегда в него верили.
<…>
Внимание к деталям
Часто в сказке запоминается даже не эпизод, а какая-то яркая деталь. Например, двум моим клиентам в детстве нравилась одна и та же сказка, где Иван-царевич борется со Змеем Горынычем. При этом у первого в памяти запечатлелось, как он рубит одну голову за другой, на месте отрубленных вырастают новые, и он всё рубит и рубит: именно так он привык расправляться с проблемами — быстро принимает решение и буквально «обрубает» все, что мешает. А второй пытается решать проблемы не в прямой борьбе, «отрубая головы», а путем компромиссов, используя контакты, связи, и делает это достаточно успешно. Он прекрасно помнит, что в этой сказке у Змея Горыныча был палец, который надо было отрубить, и тогда голова сама отваливалась.
Еще одной клиентке в детстве особенно нравились две сказки. Одна из них — «Принцесса на горошине». И действительно, она не выносит уколов, неприятных косметических процедур, любого физического дискомфорта. А вторая — «Сказка о царе Салтане», где ей особенно запомнилась белочка, которая щелкала орешки: «А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд…» Эта женщина руководит организацией, причем весьма успешно, хотя страшно не любит никакой стратегии, долгосрочного планирования. Ей нравятся конкретные проекты, где все можно четко отработать. У нее даже есть такое выражение: «Я щелкаю их, как орешки». При этом она очень разборчива — в сотрудниках, проектах, одежде, деталях (именно такой разборчивой и немного капризной была Принцесса на горошине). Она берется не за каждый проект, тщательно оценивает, выбирает, в любой момент может закапризничать и от чего-то отказаться. Она сумела так организовать свою жизнь, «щелкая золотые орешки», что может себе это позволить.
Однажды в банк пришла устраиваться кассиром женщина, которая с детства любила «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»: больше всего ей нравилось, что царевна лежит в хрустальном гробу, в тишине и покое. Став сотрудницей банка, она действительно чувствует себя очень спокойно и безопасно за пуленепробиваемым стеклом кассы. Она на своём месте.
Один успешный девелопер рассказывал мне, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки — так было и когда он учился, и когда занимался наукой, и в бизнесе. Эта закономерность его раздражала. Выяснилось, что с детства ему нравилась сказка «Стеклянная гора», где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается — но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции.
<…>
Сказка ложь, да в ней намек
Подсознательная опора на сказочные сюжеты или сказочных героев может как помогать нам в жизни, так и мешать. Поэтому подумайте, по каким сценариям мы живем, «кто кому служит», иными словами, кто мы: «рабы лампы» и действуем под ее диктовку, или все-таки «джин» работает на нас. Это важно для понимания своего Я, мотивов своих поступков, причин успехов и неудач.
Попробуем покопаться в памяти и восстановить детские впечатления, заглянуть в семейные архивы — возможно, там сохранились наши старые книжки или картинки. Вспомним любимые мультики и фильмы, особенно те, что смотрели в дошкольном возрасте. «Обнаружив» любимую сказку, постараемся мысленно воспроизвести всю картину: какая сцена, какой фрагмент запал в душу, к чему нам постоянно хотелось вернуться. Причем этот фрагмент необязательно должен был нам нравиться — он мог пугать, беспокоить, настораживать, волновать. Он должен быть вспышкой. Попытаемся его проанализировать, провести параллели с нынешней, взрослой жизнью, найти повторяющиеся события, свидетельствующие о присутствии в нашей жизни того или иного сценария.
Возможно, анализ любимых сказок кому-то поможет осознать, снять или хотя бы нивелировать свою негативную сценарную программу, а кому-то разгадать свои успешные стратегии и утвердиться в них.